В модном кафе на Патриарших на кассе небольшая афиша: «Наливаем в свой стакан с 10%-й скидкой», а рядом лежит гора одноразовых. К пол-литровому рафу выдают трубочку — и вот уже пластиковое комбо. Одна только сеть «Правда кофе» выдает 400 тысяч стаканчиков каждый месяц — и все они отправляются в мусорку меньше чем через 15 минут.

В России постоянно растет доля заказов кофе навынос. Массмедиа популяризируют образ вечно спешащего, успешного человека со стаканчиком в руке — и его нужно оставить в прошлом десятилетии. The Village рассказывает, почему слезть с зависимости от одноразового стаканчика проще, чем кажется, и бизнесу, и обычным людям.

Текст
Ульяна Бондаренко

Чем плохи одноразовые стаканчики

Бумага с пластиком
Стаканчик состоит из бумаги, но внутри покрыт слоем воска или пластика. С одной стороны, он не протекает, с другой — очень плохо перерабатывается. В Европе можно встретить стаканчики из вторсырья — макулатуры, но таких почти нет в России. В России на производство одного стакана уходит литр воды, из одного дерева делают 2,5 тысячи стаканов.

Высокий углеродный след
Тысяча использованных нами стаканчиков для кофе вместе с крышечками оставляет после себя 63 килограмма CO2. Представьте, что вы проехали на автомобиле 350 километров — вот с чем это сравнимо. Такую статистику приводит Альянс Rethink Plastic.

Токсичная крышечка
Проблему представляет даже крышечка, которая сделана из полистирола — это пластик № 6. При соприкосновении с горячим напитком она может выделять стирол, и, помимо вреда для природы, он токсичен для человека.

Кто переводит Москву с одноразового на многоразовое

My Cup, Please

Ставшее международным движение My Cup, Please зародилось в Минске, а в Россию первым делом пришло в Санкт-Петербург, после чего появилось и в других городах. Активисты собирают на одну карту все заведения, где наливают напитки в свою кружку. В Москве движение курируют сестры Елена и Ольга Мироненко, создательницы экопроекта «Тайга». My Cup, Please — некоммерческое движение, которое живет благодаря команде волонтеров, в Москве их от четырех до 20 человек.

Попасть на карту может любая кофейня или торговая сеть. Недавно к движению подключились «Шоколадница», «Грабли», «Азбука вкуса». Сейчас на московскую карту нанесены около тысячи точек. Чаще кофейни приходят в движение сами — кто-то делает скидку, кто-то дает бонусы на карту лояльности, кто-то дарит печенье. Некоторые используют участие в проекте как дополнительную рекламу.

При этом отказ от стаканчиков не грозит кофейням потерями, считает Елена Мироненко. Хотя бы потому, что себестоимость кофе довольно маленькая (20–45 рублей), а накрутка огромная. Экологический хайп, которому следуют некоторые точки, гарантирует раскрутку заведения, за счет чего кофейня может отбить потери за скидку в свою кружку. Если же кафе наливает кофе с собой без скидки, тогда и вовсе получится сэкономить.

Капшеринг в России — опыт HappyCup

Прошлым летом сразу на двух московских фестивалях — «Усадьба Jazz» и «Боль» горожане познакомились с новой услугой — капшерингом. Участники мероприятия могли взять в аренду стакан и вернуть его вместе с залогом 100 рублей, чтобы не захламлять территорию пластиком. На европейских фестивалях подобные инициативы действуют уже не первый год, в нашей стране проект HappyCup развивает Светлана Ачуева. Она запустила собственное производство многоразовых стаканов, в том числе для офисов, и дает клиентам возможность выбирать эксклюзивные «принты».

Учитывая, что фестивали — праздничные мероприятия и стаканы для них создаются с уникальным дизайном, чаще всего люди уносят залоговые стаканы домой в качестве сувенира. Многоразовые стаканы HappyCup можно использовать как обычную посуду, помыв самостоятельно или в посудомойке. Когда срок их службы истечет, стаканы можно сдать в переработку.

Почему сети не спешат отказываться от стаканчиков

Так удобно считать посетителей.

Сам по себе стаканчик — это передвижная реклама, яркий дизайн привлекает внимание.

В среднем в одну точку coffe-to-go в Москве со своим стаканом в день приходят только два человека. В торговых центрах статистика еще печальнее — два человека в неделю.

Иногда кофейни ссылаются на СанПиНы и говорят, что нельзя наливать кофе в кружку посетителя. Помните, на самом деле такого запрета нет — это скорее внутренняя политика кофейни. Главное — чтобы посуда, в которую вы просите налить напиток, была чистой. Но по просьбе в заведении вам могут сполоснуть тару.

Recup — сложный логистический проект, учитывая масштаб Москвы: как минимум нужно свести кофейни между собой. Но в мире такая практика становится все популярнее. В марте в Берлине стартует пилотный проект, в рамках которого кофейные пункты полностью перейдут на систему многоразовых стаканчиков. Работает это так: оператор Recup поставляет стаканы, клиенты платят за него один евро, а потом носят с собой или возвращают стакан и залог обратно. Многие оставляют стакан себе в качестве сувенира, потому что на нем нарисован силуэт города. Всего таких пунктов пока около 250. В России одними из первых залоговый стакан предложила петербургская сеть «Буше». За 130 рублей его можно взять в том числе в московских точках.

Елена Мироненко рассказывает, что в нашей стране такая культура пока не развита. На фестивалях, где действует капшеринг и есть станции возвратных стаканов, тару часто находят в мусорке. «То есть людям элементарно сложно дойти до станции и сдать кружку, да и еще и получить за это 100 рублей». Как вы понимаете, гарантии, что то же самое не произойдет с многоразовыми стаканами по всей Москве, нет.

Почему отказ от одноразовых стаканчиков плохо реализуем без поддержки государства

Переход на многоразовую посуду может быть прибыльным — это доказывают исследования альянса Rethink Plastic. Но для масштабирования проекта нужно, чтобы к проблеме подключилось государство. В министерстве природы на запрос The Village ответили только, что поддерживают инициативу, но никаких конкретных действий ведомство пока не принимает.


пресс-служба минприроды

Ведомство поддерживает инициативу введения запрета на продажу одноразовых изделий из пластика как инструмент, направленный на снижение степени негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Однако в условиях рыночной экономики запрет на производство и использования товаров должен иметь достаточную обоснованность и учитывать возникающие для хозяйствующих субъектов экономические последствия.


Что думают сами кофейни

Сеть «Правда кофе» была первопроходцем формата «кофе навынос» в Москве. Мы спросили основателя сети Филиппа Лейтеса, что он теперь думает о том, чтобы отказаться от стаканчиков. Предприниматель пообещал внедрить первые экоинициативы уже в этом году.


филипп лейтес

основатель «Правда кофе»

В основном на слуху европейский и американский опыт, некоторые кейсы становятся успешными. В России внедрение таких инициатив тяжелее, у нас много ментальных и экономических нюансов — в плане учета, обучения персонала и прочего. Нам выгодно наливать в термосы и в целом уходить от пластиковой одноразовой посуды: стаканчик обходится нам в 11 рублей (покрытие soft-touch, нанесение логотипа и текста, удобная крышка). В месяц наша сеть продает около 500 тысяч стаканчиков — это 5,5 миллиона рублей в месяц и 66 миллионов рублей в год.


Чем заменить одноразовые стаканы

Делать скидку на напитки в свою тару (услуга coffee-to-go-again, инициатива My Cup, Please).

Сделать одноразовые стаканчики платными (новая кофейня Flip Анны Цфасман нальет напиток в одноразовый стаканчик за доплату в десять рублей).

Ввести систему капшеринга.

Как выбрать многоразовый стакан

Многоразовые стаканчики сейчас делают из разных материалов, но и тут могут быть подводные камни: недавно IКЕА отозвала целую серию стаканов, признав их токсичными. Куратор My Cup, Please Елена советует выбирать стаканы из металла, стекла или полипропилена, которые безопасны и со временем не теряют своих свойств. А вот другие материалы лучше не рассматривать — неизвестно, что они могут оставлять в напитке. Силиконовые стаканчики ничего не отдают в напиток, но при этом не перерабатываются. Популярные стаканы из бамбукового волокна тоже неэкологичны, потому что быстро бьются и не перерабатываются.


оля карасева

редактор раздела «Бизнес» The Village

На многоразовые стаканчики для кофе я перешла пару лет назад. Сейчас у меня несколько разных — все я купила в понравившихся кофейнях в разных городах и странах. Может, это не слишком соответствует абсолютно экологичному образу жизни, зато удобно. У меня есть стаканчики для офиса, для машины, и пока один находится в мойке, можно взять другой. Самые удобные, чтобы носить с собой, безусловно, — складные стаканчики Stojo.

Кофе я пью много и покупаю в самых разных местах — от «Кофемании» до локальной кофейни «Новатор кофе», но пока проблем нигде не возникало. Хотя я слышала, что в некоторых местах бариста могут отказывать налить кофе с собой, объясняя это правилами кофейни. Единственное, в одном месте большой стакан не влез в кофемашину. Кофе мне сделали в одноразовом стаканчике, а потом просто перелили в мой, что абсолютно обесценило мою идею. Сейчас я ношу с собой стаканчики поменьше, а большой использую для воды.



Обложка: igishevamaria — stock.adobe.com