Самоизоляция, режим домашнего обучения, работа из дома, необходимость делить один компьютер между несколькими людьми — это новая реальность многих семей. Кажется, наступил подходящий момент подружиться с термином «управление временем». The Village поговорил с Екатериной Ивановой, тьютором, автором «Моего первого планера» для детей и узнал, как говорить с ребенком о дедлайнах и сформировать хорошие привычки, связанные с планированием времени.

Текст
Зинаида Кунаковская

Катя Иванова

тьютор, автор «Моего первого планера» для детей и проекта Go Finik


Способность придерживаться планов, не позволять импульсам отвлекать и отклонять нас от намеченного распорядка называется самоконтролем. За его формирование отвечает определенная область мозга (если говорить точно — передняя поясная кора), которой нужно немало времени и условий, чтобы созреть и начать в полном объеме выполнять свою функцию. «Время», «дедлайн» и вытекающие отсюда понятия «ответственность» и «планирование» — это не детские категории. Нейробиологи утверждают, что мозг ребенка окончательно готов планировать, ставить задачи и цели, оценивать риски и последствия только после 17 лет, когда позади остаются подростковая импульсивность и эмоциональность (тоже, кстати, совершенно естественные для растущего мозга).

Это не означает, что все воспитательные старания пройдут зря и делать ничего не нужно.

С малых лет формировать режим дня

Детям, особенно до шести-семи лет, очень важны режим и ритуальность. Чем понятнее и четче расписан день, тем комфортнее ребенку. Последовательность утренних и вечерних дел, ежедневные рутинные мелочи нужно собрать в распорядок дня. Он будет хорошей опорой для ребенка, гарантировать его спокойствие, эмоциональную безопасность и ясность будущего. Для малышей такой распорядок можно нарисовать или воспользоваться специальными наклейками. Со старшими детьми можно его написать или творчески подойти к процессу, оформив в яркий постер.

Преимущество использования такого распорядка еще и в том, что вы перестаете быть назойливым родителем, без конца напоминающим, например, почистить зубы или прибрать в комнате перед сном. Вам нужно предложить свериться со списком, а не напрямую указать на невыполненное дело. Это тонкая, но важная разница.

Быть последовательными

Режим не должен меняться каждый день. В идеале составить один на рабочие дни, другой — на выходные, и стараться им следовать.

Конечно, не нужно превращать жизнь в одержимую гонку за исполнением распорядка, важно оставлять место для спонтанности. Не доводить себя и детей до невроза, если что-то пошло не по расписанию. Распорядок дня — это комфортная опора, а не гнетущие рамки.

Создать систему подкреплений

Мы, взрослые, под тяжестью усталости или стресса часто очень эмоционально сокрушаемся, почему дети не убирают в комнате или не складывают вещи на место, устраивая вселенский хаос. Мы взываем к ответственности и сознательности, просим задуматься о будущем и о том, как «вот в таких вот мелочах» и формируется характер… А незрелый мозг ребенка меж тем живет здесь и сейчас, и у него нет пока взаимосвязи между разбросанными носками или игрушками с «ужасной картиной» собственной взрослой жизни.

На помощь нам, родителям, приходит система подкреплений — отрицательных и положительных.

На самом деле, устраивая скандал на почве беспорядка, мы прибегаем к отрицательному подкреплению: ребенок, скорее всего, уберет в комнате, но не потому, что осознает, что чистота — это хорошо и важно, а потому, что увидит, как вы сердиты и расстроены. Действенный способ, но сомнительный.

Гораздо лучше обсудить с детьми систему этих подкреплений. Регулярная уборка заслуживает поощрения. Договоритесь, какого. Вы не должны покупать «услуги» своего ребенка, но вполне можете, например, сводить его в кино в выходные за ежедневно чистую комнату в течение всей недели.

Хорошая новость в том, что регулярно повторенное действие со временем перерастет в привычку, и вам больше не придется прибегать к положительному подкреплению.

Отрицательное подкрепление тоже работает, если вы заранее договоритесь с ребенком о том, какие ограничения (не наказания) его ждут за невыполнение договоренностей.

Не забывайте про положительные подкрепления в моменте — добрые слова похвалы, поддержки и благодарности.

Разделить зону ответственности и не нарушать ее

Если вы договорились с ребенком о пустой посудомойке по утрам, а она все еще с посудой, то пусть эта посуда ждет своего часа до вечера, когда ребенок вернется из школы. Если вы сделаете это за него, то это становится уже вашей ответственностью. Нам часто быстрее и удобнее сделать работу за детей. Но это снимает с них ответственность. Безусловно, нет ничего плохого в том, чтобы иногда помочь друг другу. Но, выполняя работу за ребенка, мы освобождаем его от договоренностей и обесцениваем его помощь.

Помнить, что на первом месте всегда отношения

Поведение может быть плохим и хорошим. Режим дня может нарушаться, а список дел спонтанно меняться. Но ребенок будет развиваться и естественным образом учиться планировать, дружить со временем и дедлайнами, только если отношения будут крепкими. «Развитие начинается из точки покоя» — говорит основное правило теории привязанности Гордона Ньюфелда. Поведение вторично, первичны отношения. Позитивный настрой в семье и уверенные отношения с родителями позволяют ребенку быть более спокойным, а значит, внимательным и способным к самоконтролю.