Из-за мировой пандемии коронавируса 16 марта в Москве ввели свободное посещение школ и детских садов, а уже через неделю всех детей перевели на дистанционное обучение. В большинстве случаев две недели школьники будут учиться удаленно и одну карантинную неделю проведут на каникулах. При этом для учащихся начальных классов в школах открыты дежурные группы численностью до 12 человек. С какими мыслями учителя переходят на дистант? Серьезно ли подходят к дистанционной учебе сами школьники? Вынуждены ли родители теперь чаще проверять домашку? The Village пообщался с ключевыми участниками образовательного процесса и узнал, что они думают о школьных уроках на удаленке.

Текст

Зинаида Кунаковская

Что думают учителя

Сергей Баринов

учитель географии

Я веду географию в «Хорошколе». Мы ушли на удаленное обучение в опережающем порядке 16 марта, еще до того, как соответствующее решение было принято в отношении всей Москвы. У «Хорошколы» своя образовательная онлайн-платформа, которая используется в течение всего года для всех предметов. На ней уже имелись практические задания по географии. Дети делали их прямо в классе на своих ноутбуках. Я мониторил ситуацию и давал обратную связь. Это я и продолжаю делать сейчас, только удаленно. В большей степени страдают изо и физкультура, но даже здесь коллеги умудряются выкручиваться.

Класс — закрытая субстанция. А теперь родители могут сесть рядом с ребенком и послушать, что происходит

Хорошая новость во всей этой ситуации — дети захотели идти в школу. Это редкая удача и радость, когда они говорят, что скучают по школьным стенам. Сильно выросла прозрачность учебного процесса. Для школ это всегда большая проблема. Класс — закрытая субстанция. А теперь родители могут сесть рядом с ребенком и послушать, что происходит. Главный вопрос, насколько это все устойчиво в перспективе. Потому что без живого общения мотивация падает и у детей, и у взрослых. Все-таки человек — существо социальное.

Екатерина Бирюкова

учитель русского языка и литературы

Дистанционная жизнь наступила в понедельник 16 марта. Школа начала постепенно терять детей дома за экранами телефонов и компьютеров. На преддистанционной неделе ходить в школу продолжали только отличники. К пятнице в классах осталось по три-пять человек, с грустью в глазах и завистью в сердцах. Что делать учителю с теми, кто пришел? Начинать новые темы? Повторять изученное? Можно даже сплясать польку-бабочку, но ребенок в классе будет продолжать чувствовать себя преданным родителями, которые отправили в школу, и учителями, заставляющими постигать что-то там.

В глазах ребенка тоска, в глазах учителя — МЭШ, РЭШ, Zoom, Skype, Coursera. Платформы застывают раздражающим диалоговым окном «Отклонено. Неизвестная ошибка». Вопросы от учеников — снежный ком: «А как прикрепить задание? Можно в WhatsApp? Можно позвонить?»

Педагогическое сообщество вздрогнуло и затаилось — вдруг пронесет

Кстати, о звонках. Не у всех детей дома есть компьютер с интернетом. Для них задания нужно распечатывать.

Школа старается подстроиться под все форматы сразу, выложить контрольные, тесты и видеопрезентации. Тяжело принимать домашние задания в таком объеме и проверять их, давать обратную связь. Не все учителя с этим справляются. Не все справляются с неработающими сайтами и летящими во все мессенджеры сообщениями от родителей. 

Ксения белоус

учитель обществознания и истории

На удаленной работе наша школа с 23 марта. До этого часть учителей уже занималась в форме полуонлайн — часть класса дистанционно, часть очно. Я часто занимаюсь с учениками удаленно, поэтому переход на новый режим для меня был быстрым. Пользуюсь платформами Zoom, Skype, Classroom, а также «Антитренинг». Домашнюю работу дети присылают на почту или во «ВКонтакте», заполняют гугл-формы. Удивительно, но обратная связь от учеников была практически 99 % — это намного выше, чем на занятиях в школе.

Дистанционка для меня предпочтительнее, было бы здорово всех перевести на нее

По мне, в удаленной работе больше плюсов, чем минусов. Дети любят такие форматы, удобнее демонстрировать экран, показывать видео. Среди минусов — ошибочное мнение некоторых учителей, что дистанционное обучение отнимает очень много времени. Дистанционка для меня предпочтительнее, было бы здорово всех перевести на нее. За ней будущее — так каждый сможет проходить обучение в удобной и комфортной для себя форме.

Казыбек Каныбеков

учитель экономики

Удаленку у нас ввели во вторник, 17 марта. Со стороны администрации все было оперативно. На педсовете за день до внедрения нам показали, как пользоваться Zoom, Skype, Doschool.ru и рекомендовали в этот же день испробовать их. Домашку проверяю за компьютером, прошу детей выполнять все в Word — мне удобно и детям хорошая возможность научиться печатать. Все хуже с обратной связью. Во время урока не совсем удобно это делать, а писать или звонить после него дети стесняются.

Я не могу проверить, кто занимается, а кто спит за экраном, не все дети чувствуют себя уверенно в онлайне

Удаленка удобна в физическом плане. Никуда не надо идти. Улучшается дисциплина — дети на дистанте менее взрывные. Минусы — технические неполадки, не проверить, кто занимается, а кто спит за экраном, не все дети чувствуют себя уверенно в онлайне. Но в целом у дистанта плюсов больше, поэтому я за развитие этого формата.

Что думают школьники

Максим Никитин

школа № 1476

С того момента как мы сели на карантин, нам накидали много чего: много ЕГЭ, много проверочных, много тестов. Учителя просто прикрепляют файлы с работами в электронный дневник. Нагрузка в разы больше, чем если бы мы ходили в школу. Ученик может вставать в любое время, но все работы, которые есть в дневнике, должны быть высланы учителям до 18:00. Нравится свободный график, не надо никуда ходить, все нужное у тебя в комнате. Не нравится — нереально много работы, сидеть дома скучно, нет общения, нельзя поесть на задних партах.

кристина гергос

11-й класс
школа № 1277

На занятиях мы используем Zoom и МЭШ. Домашку проверяем во время конференций, обратная связь обеспечена каждому. Из плюсов: есть возможность выспаться, невозможно забыть какие-то материалы дома, все учебники под рукой, обстановка комфортная. Из минусов: некоторое время конференции уходит на то, чтобы все подключились, связь лагает, звук шумит, картинка тормозит. Но в целом все организовано неплохо, учитывая, что нужно было перестроиться за два-три дня.

дарья безверхняя

11-й класс
лицей № 1581

У нас две платформы — «ЯКласс» и школьная LMS 1581. Лично мне не нравится проходить новые темы в таком формате. Но я учусь в 11-м классе, поэтому в основном просто решаю пробники. Многие одиннадцатиклассники забивают на непрофильные предметы и сосредоточиваются на сдаче ЕГЭ. В карантине можно выспаться, но сложнее себя организовать.

андрей корелов

11-й класс
школа № 2097

Нас довольно быстро перевели в онлайн. Учителя делают видеоуроки и выкладывают их в МЭШ. Домашку проверяют в электронной форме, обратная связь во «ВКонтакте» или в WhatsApp. Я в 11-м классе, поэтому легче: нам кидают варианты с тестами, и мы решаем. Каждый учитель сам выбирает платформу: кто-то делает с МЭШ, кто-то с «Решу ЕГЭ». Но на постоянке не хочется такой формат, я бы в школу лучше ходил.

лера ртищева

Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов

С 19 марта мы учимся дистанционно. На дистанционку перешли мгновенно, с первого же дня начали заниматься по скайпу. Нагрузка увеличилась вдвое. Информацию получаем либо по почте, либо через личный кабинет МЭШ. Всю домашку и контрольные скидываем старосте, а он единым файлом высылает преподавателям. Позже разбираем по скайпу или в Zoom. Плюсы: не надо тратить кучу времени на дорогу, остались только самые важные пары, девочки могут не краситься (можно же и без видео сидеть. Но, скажу честно, дистанционка — это очень неудобно. Нет общения, нереальное количество домашней работы, знаний меньше, и они не такие качественные, как на полноценных уроках.

иван светозаров

школа № 1277

Удаленка у нас с 16 марта. Перевелись на онлайн практически сразу. Уроки проводят через Zoom. Кто-то отправляет задания в МЭШ. Домашку проверяем так же, как и на уроках, или отправляем по почте учителям. Обратная связь обеспечена всем. Из плюсов: удобно заниматься дома, так как все под рукой, комфортно. Минусы: иногда тормозят приложения из-за плохого соединения, иногда вовсе вылетают.

ксения иванова

школа «Покровский квартал»

Учимся на платформе МЭШ, домашку скидываем учителю во «ВКонтакте». Мысли о подготовке к ЕГЭ заставляют вместо сериальчиков заниматься профильными предметами. А для других предметов можно делать задания только для получения минимального количества оценок для аттестации. Нравится, что можно работать индивидуально в комфортной домашней обстановке. Появились трансляции по обществознанию, русскому и литературе. Домашку задают и требуют сдавать только по истории и астрономии. По остальным предметам она есть, но только формально. Надеюсь, это скоро исправят.

Что думают родители

Дарья Коськина

мама двоих мальчиков 7 и 10 лет (1-й и 4-й класс)

Карантин ввели с иезуитской оговоркой по отношению к обеим сторонам процесса: дети, которым не с кем остаться, могут посещать дежурные группы численностью до 12 человек. Волновало два вопроса. Первое — нерациональность: младшие дети продолжают ходить, притом что ученики средней и старшей школы остаются в изоляции. Но без внимания авторитетного взрослого ничто не мешает им ходить в публичные места типа торговых центров, а значит, теряется смысл карантина. Второе — равноправие: 18 детей будут изучать предметы из дома, а 12 — с профессионалом. Понятно, что те 18 отстанут безбожно. Но из соображений безопасности и социальной солидарности мы перешли на дистанционное обучение.

Мне очень хочется, чтобы все было как прежде

Освоили МЭШ. Старший сам изучает допматериалы и делает домашку. Младшему помогаю я. Проблемы есть с сервером. Сеть виснет — родители вешаются, учителя вынуждены проверять задания по ночам. Недавно смотрели презентацию по окружающему миру с физкультминуткой. Бобры и суслики танцуют, и за ними надо повторять. Первые пять секунд дети повторяли, потом начался гогот, отжимания от пола, подтягивание из-под стола и разбор внешности енотов.

Еще была интересная презентация по теме «жи-ши» и «чу-щу». Урок мне нравился, пока на экране не показали человека с имплантатами на лице, испещренного на каждом сантиметре головы пирсингом… Теперь мы знаем, как чудак выглядит. Рядом со словом «чулки» стояли ноги из «Мулен Руж», не меньше. То есть свои нюансы есть.

В определенном смысле это интересная возможность прочувствовать, что такое домашнее обучение. Думаю, это принесет свою пользу даже на уровне выводов о том, что учителя — боги или деточка — умница. Пока что мне очень хочется, чтобы все было как прежде.

Дарья Чантурия

медицинский андеррайтер и специалист по убыткам, мама первоклассника

В кризисной ситуации школа скинула свои функции на родителей и еще заставила подписать бумагу, согласно которой я несу ответственность за пройденный материал. Все остальное — сплошные плюсы: сын под боком, дома тепло, хорошо, наконец можно выспаться и никуда не бежать.

Я родитель, в одни руки администрирующий мальчика восьми лет, первый класс. На карантин я его забрала сразу, как только разрешили написать заявление на удаленку. Мне повезло, что мой работодатель сразу же всех отправила работать из дома, как раз за неделю до закрытия школ в Москве.

В таком подходе я вижу огромный минус — отсутствие заинтересованности в детях на уровне системы

Сейчас я работаю с 10 до 18 с перерывом на домашние дела, а ребенок занимается разным. Учеба пока не налажена, но не по нашей вине, а по причине дубовой системы, которая только претендует на цифровизацию. Задания по мейлу от педагога — пожалуйста, но это максимум, к которому готова система образования. Всю прошлую неделю нам в чат класса высылали чужие работы — образцы, как надо сделать дома. Обратная связь с учителем скудная, через родительский комитет.

На этой неделе начинают налаживать задания в МЭШ и «Яндекс.Учебнике». Это тоже все страшно неудобно, нужно потратить тонну времени на настройку. При этом никому не интересно, как, на каком гаджете первоклассник будет все делать. Ответственность делегирована родителям. Никому не пришло в голову сделать групповой чат, в котором дети могли бы видеть то же, что и на уроке, просто из дома — учителя и доску. Учитель при этом все равно в школе с утра до 14 часов.

В таком подходе я вижу огромный минус — отсутствие заинтересованности в детях на уровне системы. Мне как родителю просто скинули безличные указания, в которых я должна разобраться, а потом самостоятельно заставить ребенка этим заинтересоваться. При этом очевидно, что ребенок дома расслаблен и нужны дополнительные усилия со стороны школы, чтобы не потерять его из учебного процесса.

Ксения Москалева

менеджер по продажам компании «АТСагро», мама двух школьников

В наличии два школьника, шестой и второй класс, разной степени сознательности и ответственности. На дистанционном обучении с 16 марта. Первые два дня были организационными. На третий день дети поняли, что чем быстрее они все сделают, тем больше свободного времени у них будет. И даже расстраивались, если задание по какому-либо предмету учитель выкладывал в электронный журнал после обеда. Сейчас уже все задания выложены с самого утра.

Ссылки не открываются, тесты зависают, результаты не сохраняются. Но мы не паникуем и не расстраиваемся

Что касается организации и готовности всех этих платформ МЭШ, РЭШ и прочих — очевидно, что они были не готовы к такой внезапной популярности и не рассчитаны на одновременное подключение такого количества пользователей. Ссылки не открываются, тесты зависают, результаты не сохраняются. Но мы не паникуем и не расстраиваемся. Кроме онлайн-тестов, учителя присылают различный материал для изучения и отработки по старинке — в тетради ручкой. Работы дети сами фотографируют и отправляют учителям на почту, в WhatsApp или прикрепляют в ЭЖД. Учитель проверяет, ставит оценку, присылает обратную связь.

С этой недели добавились онлайн-уроки в виде видеоконференций с учителями. Но пока это больше развлечение, чем обучение. Особенно у начальной школы, где онлайн-урок воспринимается как возможность показать одноклассникам свою комнату, хомяка или собаку.

Мнение эксперта

Олег Федоров

ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, руководитель образовательной программы «Педагогическое образование»

Коронавирус — это урок, который призван изменить фундаментальные установки всей системы образования. Дистанционное образование вынудит обучающихся проявлять больше активной самостоятельности, то есть собственно учиться, а не ждать, что его научат. А педагогов — проектировать образование не как краткий конспект учебного содержания, а как учебную деятельность, им, педагогом, сопровождаемую.

В целом система отреагировала позитивно — все участники начали движение в этом направлении. Но очевидно, что такая грандиозная махина, как образование, в одночасье не может развернуться, перестроиться, измениться. Пока будут перегибы вроде списка заданий, прикрепленного к электронному дневнику с пометкой «сдать в виде фотографий в мессенджер», или ребята, у которых на компьютере открыт вебинар преподавателя, а на экране телевизора новый сезон любимого сериала. Но и это пройдет.

Дистант — это шанс для всех нас, участвующих в процессе, пересмотреть смыслы нашего взаимодействия.